Психологические рекомендации педагогам по подготовке учащихся к экзаменам

 

Ознакомьте учащихся с методикой подготовки к экзаменам. Помните: зазубривание всего фактического материала малоэффективно, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. На практике покажите им, как это делается. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и поместить на видных местах.

Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте учащихся ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у них будет формироваться навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст им спокойствие и снимет излишнюю тревожность. 

Посоветуйте учащимся во время тренировки по тестовым заданиям обратить внимание на следующее: — пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу; — внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования — не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать); — если вопрос вызывает трудности, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться. 

Помогите учащимся распределить темы подготовки по дням. 

Подбадривайте учащихся, хвалите их за то, что у них хорошо получается. 

Повышайте уверенность учащихся в себе, так как чем больше подросток боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок. 

Психотехнические навыки, полученные учащимися в процессе обучения, не только повышают эффективность подготовки к сдаче экзамена, но и позволяют учащимся более успешно вести себя во время тестирования, способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.

Чувства оказывают различное, но всегда существенное влияние на любую деятельность. Хорошее настроение усиливает желание работать. При равнодушии, безразличии, отрицательных эмоциях человек вряд ли способен ставить и решать серьезные как учебные, так и жизненно важные задачи. Велико значение эмоций и чувств в учебной деятельности. Именно живое непосредственное общение порождает эмоции, чувства, переживания, аффекты, что является непременным условием личностного роста. Однако сложный комплекс субъективных переживаний ребенка остается нередко без должного внимания со стороны учителей. Недочет этих переживаний ведет к нарушению психического и личностного развития ребенка. Дети не могут простить взрослым равнодушного к себе отношения. К сожалению, чувство любви учителя к детям весьма редко проявляется на занятиях. Существует множество способов и приемов проявления человеческой теплоты учителя к детям. Вот некоторые из них: 

  • отказаться от правила — часто, с нажимом подчеркивать способности одних, неуспехи других; 
  • отказаться от прямого противопоставления детей друг другу; 
  • не «пилить» и «не ругать» при всей группе; 
  • замечать даже маленькие успехи «слабых», но не подчеркивать это резко как нечто неожиданное; 
  • называть всех учащихся по имени и добиваться этого в общении детей друг с другом; 
  • постоянно подчеркивать, что отношения в группе должны определяться не только успеваемостью, но и теми добрыми делами, которые совершил человек для других. Способность к учению — это лишь одно из многочисленных ценных свойств личности, которое развивается у всех по-разному; 
  • бережно относиться к женской гордости и мужскому достоинству; 
  • все, что происходит с учащимися, принимать всерьез; 
  • уметь видеть за внешними поступками и действиями учащихся мотивы их поведения; 
  • помнить, что все дети испытывают потребность в одобрении их дел и поступков, и в разумных пределах удовлетворять ее; 
  • научиться воспитывать через радость, доверие, уважение; 
  • относиться к ребенку любого возраста как к субъекту совместной деятельности; 
  • принимать право ребенка на ошибку, на настроение и пр.; 
  • осуществлять индивидуальный подход на основе понимания особенностей ребенка — его уровня развития, привязанностей,
    представлений и т. п.; 
  • создавать атмосферу успеха, эмоционального благополучия, ценности культуры, знания и здоровья; 
  • критически отнестись к самому себе при поиске причин неудач ребенка в учении, поведении, отношениях.